Сначала – небольшое упражнение… На пару минут закройте глаза и постарайтесь вспомнить слова, обозначающие различные эмоции и чувства. Вспомнили? Сколько получилось? Двадцать, тридцать – поздравляю, хорошее начало. Пятьдесят – великолепно, возможно вам и не нужно читать дальше, -ваш эмоциональный интеллект развит достаточно хорошо. Хотя…нет предела совершенству, ведь , например, в поэзии Ф.И. Тютчева – только для обозначения состояния любви используется около 40 различных слов. А японские школьники на уроках учатся различать и называть около 300 эмоциональных состояний. То, что вы сейчас проделали – это первый шаг к развитию эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект и эмоциональное лидерство – очень популярное сейчас направление тренингов, книг и статей. Давайте и мы с вами разберемся – что же это такое .
Довольно долго ключевым параметром оценки человека в различных группах был коэффициент интеллекта – IQ. Вспомните детский сад – обязательная проверка умений и знаний малыша, особенно в старших группах, поступление в школу – тесты на интеллект, окончание школы – контрольные и егэ, институт – экзамены и тестирование.. Казалось, что вся социальная жизнь зависит от уровня знаний человека. Отличник – хорошо, почетно, вот тебе медаль в школе, повышенная стипендия в институте. Успех, вроде бы, гарантирован. Но, вот например, у меня в 10 классе была одноклассница, умная и старательная, все контрольные всегда написаны на 5, все домашние задания всегда сделаны, однако любой ответ у доски вызывал страшный испуг, у нее начинали дрожать руки, срывался голос. С чем это было связано? Излишняя старательность, требовательность к себе, замкнутость и стеснительность приводили к тому, что умной девушке никак не удавалось проявить себя в общении с окружающими. И вы наверняка можете вспомнить таких ребят – отличников, теряющихся на вечеринках, грамотных и старательных специалистов, которым никак не удается отстоять свою точку зрения в коллективе, потому что сама идея защиты своего мнения, публичного выступления, активной коммуникации с окружающими вызывает у них негативные эмоции, стеснение, страх.. Безусловно, мысль о том, что успех, достижения, роль в обществе связаны не только с тем, насколько человек умен и образован — не нова, но интерес к этой теме вырос после появления в 80-90-х годах работ Р.Бар-Она, П.Саловея, Д. Гоулмена. В их работах и появился термин – эмоциональный интеллект, EQ.
Сразу небольшое отступление. Все, что я пишу сейчас – это не о том, что знания не важны. Эрудированность, начитанность, умение логически мыслить, анализировать информацию, делать правильные умозаключения – все то, что входит в понятие интеллекта – это очень, очень важно и нужно. Просто этого недостаточно. И эмоциональный интеллект – эта та самая половинка нас, которая помогает нам в общении, проявлении себя, выстраивании отношений с другими людьми. А в итоге – приводит к двум очень важным результатам – к гармонии внутри себя, и к гармонии в отношениях с другими.
Что же включает в себя эмоциональный интеллект. Дэниел Гоулмен пишет о четырех основных компетенциях EQ. В основе всего – эмоциональное самоосознание. Это умение человека называть свои эмоции, различать их, оценивать, понимать, в каком состоянии он находится. Это адекватная самооценка, понимание своих достоинств и возможностей для развития. Именно эта область развития эмоционального интеллекта и дает человеку основу для полноценной жизни и взаимодействия с окружающими. Следующая компетенция – самоконтроль, умение управлять своими эмоциями, настроениями, состояниями. Не секрет, что формулировка – «я был не в себе» , зачастую звучит как достаточно важная и уважительная причина практически любых ошибок. Вышел из себя – накричал на ни в чем не виноватого ребенка, вышел из себя – поссорился с коллегой, вышел из себя – разорвал важные и ценные отношения. Согласитесь – очень важно и для сохранения собственного душевного здоровья, и для улучшения отношений овладеть умением «не выходить из себя», находиться в нужном именно вам настроении и состоянии. Третья компетенция, группа навыков эмоционального интеллекта – это социальная чуткость. Эмпатия, внимание к другому, умение понять его чувства – основа гармоничных отношений. Ну а дальше – умение управлять этими отношениями, вести за собой, вдохновлять, разрешать конфликты. Вот такая цепочка – от понимания себя и управления собой – к пониманию и влиянию на других.
Вернемся к нашему первому упражнению. При всей кажущейся простоте – это действительно очень важно и полезно – различать как можно больше эмоций, чувств, состояний. Один из лучших способов научиться этому – например, при чтении художественной литературы или при слушании музыки периодически останавливаться и задавать себе вопросы типа: «как можно назвать то чувство, которое испытывает герой книги?» или «что Я чувствую, слушая эту мелодию, какие эмоции она у меня вызывает?». Постепенно в вашем активном лексиконе появится все больше и больше слов для обозначения нюансов эмоций и чувств, а значит – расширится ваш эмоциональный диапазон. Для примера — несколько слов из «Словаря эстетических эмоций» В.Г. Ражникова , который используется для обучения музыкантов. Вот сколько нюансов ощущений может звучать в музыкальном произведении – а значит – подвластно нашему эмоциональному интеллекту: радостно — весело — блестяще — легко -ослепительно – искрясь –феерично — приподнято — звонко – игриво — полетно — празднично — лучисто — бодро …
Маленький секрет – тренируя умение различать и называть эмоции – постарайтесь получать от этого удовольствие, радоваться новым нюансам ощущений. Ну а о других навыках эмоционального интеллекта – в следующих постах блога, присоединяйтесь.