«От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков,сколько и от излишнего к себе уважения.» М.Монтень
После публикации в блоге экспресс-теста на уровень самооценки я получила несколько писем с вопросами и комментариями. Основная тема этих писем – что делать, если самооценка понижена. Если Вы посмотрите рекомендации психологов, программы тренингов личностного роста – там чаще тоже можно увидеть тему «как справиться с пониженной самооценкой». Предлагаю все-таки разобраться с вопросами уровня самооценки поподробнее, поскольку на мой взгляд – правильнее говорить о самооценке реалистичной, устойчивой и осознанной, а не просто о высокой или низкой. Кстати, адекватная самооценка – важный показатель развитого эмоционального интеллекта.
Но прежде всего – что же такое самооценка. Словарь психологических терминов дает такое определение: «Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. ..От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам». Формируется самооценка — во-первых- из сравнения своих притязаний, стремлений с результатами своей деятельности («я думал, что я самый сильный во дворе, но почему-то после драки с Вовкой сижу с синяками в луже»); во-вторых – из сравнения своих качеств с качествами окружающих («Катя всегда читает стихи лучше всех, а я запинаюсь, заикаюсь и меня никто не слушает»). Я специально привожу такие «детские» примеры, потому что во многом наша самооценка «родом» именно из детства. Уже в 3-4 года ребенок может осознавать – пусть в самых общих категориях – «я хороший мальчик», а в 7-8 лет по мнению Л.С. Выготского начинает складываться достаточно устойчивая, обобщенная, внеситуативная самооценка. На тренингах с родителями мы обязательно обсуждаем способы правильно «ругать» ребенка – конструктивно, адекватно, оценивая только плохой поступок и ни в коем случае не переходя на оценку личности. И правильно хвалить тоже учимся – так, чтобы малыш точно понимал – за что его похвалили, видел «глазами взрослого» — а следовательно более объективно осознавал — свои успехи и достижения.
Однако – продолжим о самооценке. Американский психолог У.Джеймс предложил рассматривать самооценку в виде дроби, в числителе которой — успех человека, а в знаменателе — его притязания. Глядя на эту формулу, имеет смысл задуматься как раз о том, всегда ли хороша высокая самооценка, ведь по простой математической логике это может говорить , например, о невысоком уровне притязаний, о том, что человек не стремится к серьезным успехам и достижениям. Кроме того формула Джеймса дает нам возможность «корректировать» свою самооценку – либо повышая результативность своей деятельности, либо – снижая (в некоторых ситуациях ) требовательность к себе. Продолжая идею, с которой мы начали это обсуждение – какую самооценку лучше иметь – высокую или низкую, давайте посмотрим – какие еще характеристики существуют у самооценки. Прежде всего – это реалистичность или адекватность. Не то, насколько человек абстрактно «плох» и «хорош», а насколько его представление о себе соответствует действительности.
Например, я не умею петь. Я это знаю. Именно поэтому я сознательно не ставлю себе никаких целей в этой области. Мое неумение петь никак не мешает мне слушать хорошую музыку, наслаждаться оперой, очень тихонько, почти шепотом подпевать друзьям в хорошей компании (я люблю авторскую песню). Моя самооценка при этом никак не страдает. Я знаю, что люди разные, кому-то даны одни таланты, кому-то другие. У меня хорошая память и когда мы студентами в стройотрядах могли петь по три часа напролет – часто именно ко мне оборачивались за помощью гитаристы, забывшие строчку из какой то песни. То есть – вспоминая формулу Джеймса – я сознательно занизила здесь уровень притязаний – и самооценка не пострадала. Самое интересное, что есть еще одна сторона этой ситуации. Я тренер, и владение собственным голосом для меня важно. Именно поэтому – понимая, что мои врожденные вокальные способности недостаточны – я регулярно выполняю простейшие вокальные упражнения, дыхательные, на изменение тональности звука и т.д. Делаю это сознательно – в одиночестве, чтобы мои ошибки оставались моими ошибками, а владение голосом в целом улучшалось. Так адекватность самооценки помогает мне и в сохранении уважения к себе, и в развитии.
Следующая важная характеристика самооценки – ее устойчивость и независимость. Чем больше самооценка человека связана с мнением окружающих, т.е чем более она зависима – тем более неустойчивой она становится. Как писал К. Роджерс «Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные». И – что очень важно – наша возможность управлять самооценкой , на мой взгляд неотделимы от такого ее важного качества , как осознанность. Мне кажется, именно с осознанности и начинается процесс корректного , рационального, полезного самому человеку управления своей самооценкой.
Что делать, чтобы самооценка была осознанной? Можно, например, задать себе несколько простых вопросов. Каковы мои сильные стороны? Что я умею делать хорошо? Какие из этих умений мне нужны для реализации моих целей? Какие умения мне нужны, но недостаточно развиты? Как я могу их развить? Мнение каких людей о моих способностях для меня действительно значимо и почему? Эти и подобные вопросы помогают «взглянуть на себя со стороны», возможно – более рационально и объективно. А когда мы хорошо знаем свои сильные и слабые стороны – мы можем более объективно и с большим успехом выбирать стратегию своих действий в каждой ситуации. Как в сражении: лучше владеющий луком – выберет бой на дальней дистанции, мастер меча –на ближней. Успех возможен и в том , и в другом варианте, главное — объективно знать свои способности и лучше пораньше, еще до битвы.
Итак, вот мы по сути и пришли к некоторым рецептам – нет, не повышения и не понижения – а корректировки, управления собственной самооценкой. В основе – осознание и принятие своих сильных и слабых сторон. Как говорил Гете — «Большая ошибка — мечтать о себе больше, чем следует, и ценить себя ниже, чем стоишь». Постарайтесь проявить объективность к себе и найти баланс своих плюсов и минусов. Это поможет Вам в формировании объективного плана своего развития – что из тех качеств, которые вас не удовлетворяют надо действительно развивать, зачем и как это можно сделать.
Следующий способ работы со своей самооценкой – не забывать о похвале себе любимому. Есть такое понятие – «файл успеха». Не стесняйтесь фиксировать – например, на бумаге или в компьютерном файле свои достижения. Этот способ очень хорошо помогает также при работе со своими целями и задачами на будущее. Просмотр плана вместе и файлом успеха позволяет объективнее оценить себя, поддержать мотивацию и вовремя внести нужные поправки.
Если некогда или не очень хочется вести «файл успеха» – просто почаще хвалите себя. Только не просто – «ох какой я хороший», а связывая похвалу со своими действиями. Помним – самооценка – это сравнение «я-концепции» с «я-реальным», значит нашему мозгу полезно подкрепить эмоциональную похвалу осознанием реальных достижений. «Я сегодня освоил новую программу, вот умница», «я уже неделю не ем после 6 вечера, какая замечательная у меня сила воли», «я сегодня был очень корректен и сдержан в рабочем конфликте, значит я становлюсь более уверенным и эффективным управленцем» — любые интересные и значимые именно для Вас ситуации и достижения достойны того, чтобы зафиксироваться на позитивной волне в вашем сознании. И поменьше сравнений с лругими, ведь истинная ценность каждого человека в его неповторимости.
А еще есть такой интересный и эффективный рецепт: хочешь повысить свою самооценку – сделай доброе дело другому человеку. Попробуйте – правда, работает.