На тренингах и консультациях клиенты часто задают мне вопрос – можно ли применять коучинг в семье, в частности – в общении с ребенком. С какого возраста это можно делать, как этому научиться, можно ли и нужно ли приводить ребенка к коучу. С другой стороны, чем больше я сама читаю, работаю коучем, осваиваю различные инструменты коучинга, тем больше я убеждаюсь в несколько «крамольной» мысли: коучинг – не что-то особенное и непостижимое, по сути – это просто стиль самого нормального, естественного человеческого общения. Что же в нем самое естественное и нормальное? На мой взгляд – искренний интерес к собеседнику и безоценочная позиция. Иначе легко возникает, например, вот такая ситуация:
Мама, мне скучно – иди поиграй.
Не хочу – ну иди, порисуй.
Не хочу – иди, посмотри телевизор.
Дальнейшее развитие событий различно. Либо ребенок уходит к экрану, у которого он и так чаще всего уже проводит много, слишком много времени, или продолжается бесконечное «не хочу» со стороны ребенка.
Что же случилось, что произошло, что потерял в этой ситуации ребенок, что – родитель?
Прежде всего, ребенок не получил искреннего, внимательного отношения со стороны мамы или папы. Он не почувствовал заинтересованности взрослого, пока еще самого близкого и дорогого человека в его маленькой жизни. Он мог ощутить себя помехой – «мама занята, ей не до меня. Несколько повторов такой ситуации – и ощущение закрепляется, превращается в убеждение – «я не нужен, не интересен». Кроме того, ребенок так и не смог, хотя бы для себя самого сформулировать – «а чего же я хочу» — в ответ на предъявление своей проблемы он получил ряд самых рутинных советов.
Что потерял взрослый? Прежде всего, (и эта потеря с каждым годом взросления наших детей все менее восполнима) – мама или папа упустили маленький кусочек чуда … Мгновение чудесного, искреннего, нежного общения со своим ребенком. Мгновение интереса, дружбы и любви. А еще родители упустили возможность помочь своему малышу немножко повзрослеть. Лучше понять свои устремления, интересы, желания.
А ведь решение ситуации было таким простым и естественным. И заключалось оно в буквально трех действиях взрослого, который мог:
-отложить свое дело и внимательно, заинтересованно посмотреть на своего малыша
-выразить понимание его чувств, его состояния : «да, мой хороший, я поняла, что ты сейчас скучаешь»
-задать простой и понятный ребенку вопрос «а чем бы ты хотел сейчас заняться?» или «А чего ты сейчас хочешь больше всего?»
Три действия. Интерес, понимание, вопрос. Пять минут времени – ведь, скорее всего, ответ ребенка будет достаточно простым – хочу почитать книжку, хочу поговорить с тобой, хочу есть… еще несколько минут времени, если малыш озвучил свою потребность в вашем обществе и совместных действиях.
Вот эти три действия – интерес, понимание, вопрос – это основные действия коуча. С другой стороны – как мама своего ребенка, я прекрасно помню, что проявление интереса и «диалоговый» режим были для меня просто самым естественным вариантом общения с сыном, в том числе и до того времени, как я стала учиться коучингу и практиковать коучинг. Для многих моих знакомых такая безоценочная позиция и интерес к собеседнику (ребенку, другу, супругу) – тоже естественны и очевидны. Могу предположить, что потребность в коучинге возникает по причине того, что в окружении человека оказалось мало людей, готовых искренне и заинтересованно его выслушать. В принципе в наше время постоянной «срочности» и перегруженности каждого своими делами это можно понять и признать. Тогда, наверное, ответ на вопрос – нужен ли коучинг в семье — может быть таким: попробуйте начать с самых простых принципов – безоценочность и заинтересованность. «Включитесь» по максимуму в жизнь своего ребенка. И тогда неважно, как это будет называться – коучинг или просто гармоничные человеческие отношения – вы обязательно получите результат. Этим результатом обязательно станет большее взаимопонимание, готовность вашего ребенка к действиям, его развитие. Ну а дальше – у вас всегда есть выбор. Можно учиться специальным коучинговым методикам, читать специальные книги, развивать свои навыки общения – это полезно и интересно. Можно начать сотрудничество со своим коучем – для поддержки в сложных ситуациях и развития ваших умений. В тех ситуациях, когда родителям не хватает времени или навыков общения с ребенком – мне кажется можно предложить сотрудничество с коучем и самому ребенку, правда уже скорее подростку, который будет делать это осознанно. Варианты выбора есть всегда. Самое главное, я думаю в том, чтобы каждый человек в его общении с окружающими получил те самые три важнейших элемента – интерес, понимание, диалог.