Как часто вы хвалите своих детей? А как именно вы их хвалите, что вы отмечаете — их способности или их старания? Когда вы читали или слышали сказку про соревнование настойчивой черепахи и быстрого, но ленивого зайца – на чьей стороне были ваши симпатии, на кого из героев вам хотелось быть похожим?
Эти и многие другие вопросы подробно обсуждаются в книге Кэрол Дуэк «Гибкое сознание». Интересны ли эти вопросы и обсуждения, насколько полезна книга? Честно говоря, у меня не сложилось однозначной оценки … С одной стороны, автор приводит очень много примеров из самых разных областей – спорта, бизнеса, семейных отношений, воспитания и обучения детей. Многие примеры интересны, увлекательны сами по себе, но на мой взгляд их все-таки слишком много, порой они сбивают логику повествования. С другой стороны, Кэрол Дуэк стремится постоянно возвращать читателя к основной идее книги. А основная идея – как действуют и чего добиваются люди с разными установками – «установкой на данность» и «установкой на рост».
Если коротко – «установка на данность» — это убежденность в том, что ваши способности, способности окружающих, отношения – есть нечто неизменное, не поддающееся развитию. «Это все, на что я способен», «эта задача слишком сложна для меня», «только талантам все дается легко» — так, по мнению автора, говорят люди с такой установкой. И это приводит их либо к отсутствию развития, либо к неразрешимым сложностям в отношениях, либо к болезненным переживаниям критических высказываний окружающих… В общем – целый клубок проблем, а роста, развития и удовольствия нет. Потому как – установка не та 🙂
А люди с «установкой на рост» — наоборот – верят в возможность развития любых способностей, ищут сложные задачи, конструктивно воспринимают критику . И – соответственно – растут и развиваются на радость себе и на пользу окружающим.
Что сказать по поводу этой идеи? Мне сама идея нравится. Я – как и автор – искренне считаю, что любой ярлык, шаблон, высказывание типа «это дано мне от природы навсегда, судьба такая, ничего не поделаешь» — это ограничивающее, мешающее жить насыщенно и интересно суждение. Что мне не очень нравится , так это слишком длинное , многостраничное доказательство этой идеи. На мой тренерский взгляд – книге пошло бы на пользу некоторое сокращение числа примеров и увеличение количества практических советов, техник, упражнений.
Кроме того, я считаю, что к этим двум установкам сводить все человеческие действия и их результаты – не совсем правильно. По мере чтения примеров мне часто хотелось сказать – …этот результат скорее от повышенной тревожности, …а здесь важна не только установка, но и реалистичность самооценки, адекватность понимания своих сильных и слабых сторон… стремление к самоутверждению зависит не только от этих установок… Человеческая личность многогранна, поведение, на мой взгляд, описывается значительно большим количеством факторов, и та или иная установка – важный, но не единственный из них.
Впрочем, если в теоретической части, в примерах и описаниях, мне такого системного, многофакторного подхода не хватило, а некоторые выводы автора грешат излишней степенью обобщения, абсолютизацией ключевой идеи книги, то с практическими (увы, немногочисленными) рекомендациями я, в основном, согласна.
«Люди способны на большее, чем может показаться на первый взгляд» — говорит автор и рекомендует анализировать сложные ситуации, верить в свои силы и саму возможность развития, ставить цели, превосходящие «текущий уровень способностей», конструктивно воспринимать критику , относиться к неудачам как к возможностям, а не как к потерям…
Ну а это, не буду спорить , полезные советы