20 февраля. Окружной форум Наставник, Екатеринбург, Технопарк Университетский.
Кратко несколько мыслей-ощущений по горячим следам.
Что понравилось:
1. Возрастающий интерес к этой теме. Как тренер много работаю в проектах разных компаний по развитию внутреннего обучения, наставничества, коучинга. Сталкивалась и с избыточно восторженным отношением к этому направлению (с попыткой решить с помощью наставничества все проблемы организации, с созданием «проектов по наставничеству» — громких и показных, но недолговечных), и с очень скептическим («тема наставничества себя исчерпала, это старые технологии»). Истина как всегда посередине, имхо. Наставничество – не волшебная таблетка, но если развивать его как систему – это дает серьезный прирост эффективности. На форуме неоднократно звучал сегодня вывод «Наставничество работает лучше если это не проект, а система»
2. Успехи отдельных предприятий в развитии наставничества порадовали вот прямо очень-очень. ПНТЗ, СИБУР, Роснефть – интересные и полезные были презентации, многое из сказанного было знакомо и «отзывалось». Понравилось, что многие презентации , хоть и были «отчетом об успехе» — формат мероприятия обязывал, да, но многие (ну, не все, конечно, но многие ) спикеры говорили искренне, со знанием дела, нормальным человеческим языком. На местах все сложнее, конечно, тоже по тренингам «в полях» знаю и про сопротивление сотрудников новым проектам и «лишней нагрузке», и про вечный проблемный вопрос мотивации наставников… Но то, что эти темы все чаще и чаще обсуждаются – правильный шаг к лучшему. Кстати, вопрос мотивации наставников тоже звучал на удивление сбалансировано, без избытка лозунгов типа «нам солнца не надо…». По крайней мере, те спикеры, которых удалось послушать мне — все говорили примерно следующее «человек становится наставником чаще из серьезной внутренней мотивации к профессиональному росту, самореализации, в стремлении помогать другим.. но и систему материальной мотивации надо внедрять, труд наставника должен быть справедливо оплачен»
3. Хорошая идея про эффект «волны», нарастающего эффекта, геометрической прогрессии – сначала наставник учит «ученика» профессиональному мастерству, потом, когда приходит это мастерство – ученик сам становится наставником. Непрерывный прирост «чемпионов». По сути – верно и здорово, на практике тяжелее, конечно.
4. О защите наставников много говорили, это тоже мне кажется очень правильным, поскольку опасения опытных сотрудников «я его обучу, а потом меня уволят» — приходилось слышать на разных заводах частенько.
5. Когда в выступлении директора одного из колледжей прозвучало примерно следующее «как мы устали биться о нежелание директоров заводов растить себе нормальный персонал, и как же хорошо, что есть другие директора заводов, которые сами идут в колледжи»… мне, с одной стороны было очень печально.. Ну правда, очевидные же вещи! Почему это приходится осознавать через боль-усталость-выгорание и прочий негатив? обидно, да. С другой стороны – «лучше поздно чем никогда» — будем надеяться, что все такие директора колледжей и заводов наконец найдут друг друга.
Чего не хватило? Не хватило качественных презентаций, как это ни странно, точнее удивило невысокое качество мультимедийных презентаций у некоторых ораторов. Считала этот навык более развитым у руководителей такого уровня. Тоже, кстати, вопрос интересный и часто звучал – сотруднику любого уровня может понадобиться наставничество в какой-то сфере. Больше всего не хватило интерактивности, формально диалог был, конечно, но и жестковатый регламент, и сам формат докладов не приводил к очень активному обмену мнениями… Возможно, это еще будет на последующих таких мероприятиях.
В целом – интересно, есть над чем подумать, полезно и вселяет оптимизм.