Новые инструменты и правило мастерства

форум фасилитаторовВернулась с Форума фасилитаторов. Сложные ощущения. С одной стороны – безусловный позитив от большого количества интересных людей и встреч.  Место, где за день работы и общения ни разу не прозвучало «кризис», «падение спроса», «трудно работать». Это та самая поддерживающая среда, которая помогает в сохранении вовлеченности и в развитии. Много интересных идей, свобода обмена этими идеями, конструктивное общение.

С другой стороны… Нет, не негатив, конечно. Скорее – по моей вечной привычке к анализу – возникло множество вопросов. Самый «крамольный» — в инструментах ли дело? Фасилитация, модерация, тренинг, коучинг и т.д.  — все это средства. Отвертки и молотки. Ни один инструмент не хуже и не лучше другого. С этой стороны некоторые восторженные  возгласы типа « тренинги больше не актуальны, фасилитация – наше все», «мозговой штурм мертв…» (увы, такое тоже приходилось слышать) — вызывают грустную улыбку… пиар, понимаю, тоже важно…

Когда- то еще в юности в одной из книг (сорри, автора не вспомню)  прочитала «формулу мастерства». Мастер – это тот, кто владеет набором инструментов.  При этом всем набором он владеет на уровне…ну, скажем – серьезном базовом и выше, и при этом постоянно наращивает количество и инструментов вообще, и тех инструментов, которым владеет блестяще. Такой параллельный рост – «и вширь, и вглубь»   И специалист по обучению и развитию, безусловно, должен быть таким мастером. Иметь «мастерский чемоданчик». Уметь выбрать инструмент.  Не бояться сменить инструмент, если первый «не идет».

Ну, как пример… Многие коучи знают, слышали, цитируют знаменитое высказывание Мерилин Аткинсон про коуч-сессию: «дал совет – верни деньги». Да, в этом высказывании  — суть коучинга, решение клиент находит сам, коуч – не советник, он только «проводник». Но бывают ситуации , когда клиент просит – ну не совет по решению, а хоть совет по поиску решения. Я в такие ситуации попадала иногда, коллеги-коучи тоже о них рассказывали. И что тогда делать? Строго следуя правилу «нет советам» ждать инсайта у клиента, бесконечно растягивая «волшебное» «И…?». Или спросить – «вы точно хотите услышать варианты решения»? – и получив ответ «да»  — эти варианты рассказать.. Не как совет, как варианты опыта, как вероятные , но не обязательные идеи… Тонкая грань.. И  приходится эту грань нащупывать.

Такой же вариант с фасилитацией. Фасилитационные процедуры повышают вовлеченность, мотивацию, стимулируют творчество. Фасилитатор минимизирует свою экспертную позицию, он не тренер, не лектор, он не решает за группу. Но в реальных бизнес-ситуациях,  когда группа заходит в тупик, а времени мало…что делать фасилитатору? Действовать во имя принципов фасилитации  или работать на результат. Тоже выбор, тоже грань, тоже неоднозначное решение.

А если заказчик предъявил комплексный запрос – и через общее решение группы наметить видение цели, мотивацию, создать план,   и довести план до зримых, понятных действий. А чтобы обеспечить правильность действий нужно формировать правильные навыки… Тогда опять важна  экспертность тренера, умение подсказать, скорректировать… И опять важнее всего не зависнуть в позиции «демократичного фасилитатора», а сбалансировать, переключиться самому, переключить группу. Вовремя сменить отвертку на молоток или рубанок.  Держать свой чемоданчик инструментов в порядке, все на местах, все инструменты наточены-отлажены…

Ну, собственно, я работу тренера всегда так примерно и понимала – оттачивание инструментов, гибкость и  выбор … спасибо Форуму, что помог это еще раз для себя осознать. А инструменты фасилитации — и правда — креативны и полезны 🙂

 

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex
Запись опубликована в рубрике Тренерское с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.