За последние месяцы провела много тренингов по эффективной коммуникации в разных компаниях. Несколько наблюдений, которыми захотелось поделиться…
Строго говоря — тренинг по коммуникации управленческой, т.е – ведение совещаний, правильная постановка задачи подчиненным и т.д… Но стараюсь в программу по мере сил и времени включать некоторые понятия, относящиеся к общей культуре речи. Обсуждаем нормативные аспекты речи, рассматриваем примеры из орфоэпических словарей, анализируем литературные тексты. Т.е делаем то, что – строго говоря – не является темой бизнес-тренингов. Это – к школе, ну и к высшему образованию. Некоторое время сомневалась – нужно ли тратить на это время, отрывая его от такой важной отработки практических навыков. Теперь сомневаюсь все меньше. Почему — потому что от тренинга к тренингу замечаю серьезный интерес к этой теме у участников разного возраста и разного опыта. Руководители увлеченно отгадывают загадки типа «что означает» — углубляя свои познания в диалектизмах, жаргонизмах. Случается, что испытывают некоторые трудности при выполнении заданий на ударения. Ну — нет предела совершенству, я думаю, что внимательное чтение орфоэпических словарей каждому человеку, даже считающему, что он не ошибается в ударениях, откроет много возможностей для саморазвития:). Т.е даже у занятых, нацеленных «на практические задачи» людей такие «отвлеченные» упражнения вызывают и интерес, и трудности, и следовательно — дают возможности для развития
Понятно, что времени на серьезную проработку дефицитов в области культуры речи (если они есть) – на бизнес-тренинге все равно недостаточно. Но это и не является целью. Даже при нескольких коротких упражнениях – что-то меняется в самом отношении к теме тренинга. Создается дополнительная ценность коммуникации, появляется возможность творчества, развития. И проработка уже конкретных навыков – аргументации, постановки задачи, выдачи обратной связи – тоже меняется. Возникают настоящие дискуссии – глубокие, с искренним вовлечением всех участников, с подбором ярких аргументов, со ссылками на интересные источники. А при обсуждении навыков аргументации самым интересным становится вопрос не конкретных методик, приемов, а вопрос о ценностях, из которых мы исходим при убеждении другого. Возникает уже цепочка – ценность языка, культуры речи – ценность взаимопонимания – поиск совместных ценностей.
Правда там же возникает и ключевая сложность, которую тоже замечаю достаточно часто… Не знаю, что является причиной, но один из серьезных дефицитов у многих руководителей – неумение слушать друг друга. Возможно, это результат некоторого «перебора» в однобоко понятом лидерстве, такое стремление «быть правым», отстоять свою позицию во что бы то ни стало. Снова и снова останавливаем жесткие споры, ищем вопрос, который мог бы смягчить ситуацию, ищем общность в позициях и интересах. И тогда понемногу возникает понимание того, что через совместное исследование, диалог – возникает целый спектр новых возможностей.
Я понимаю, что выводы достаточно очевидны, но мне лично их фиксация помогла еще раз определить свою точку баланса между «навыками» и «ценностью». Буду признательна, если поделитесь своим видением- что в коммуникации, в обучении коммуникации , в управлении коммуникацией важно для вас – как для руководителя, тренера, человека..