О тренингах по коммуникации

о тренингах по коммуникацииЗа последние месяцы провела много тренингов по эффективной коммуникации в разных компаниях. Несколько наблюдений, которыми захотелось поделиться…

Строго говоря — тренинг по коммуникации управленческой, т.е  –  ведение совещаний,   правильная постановка задачи подчиненным  и т.д… Но стараюсь в программу по мере сил и времени включать некоторые понятия, относящиеся к общей культуре речи.  Обсуждаем нормативные аспекты речи, рассматриваем примеры из орфоэпических словарей,  анализируем литературные тексты. Т.е делаем то, что – строго говоря – не является темой бизнес-тренингов. Это – к школе, ну и к высшему образованию. Некоторое время сомневалась – нужно ли тратить на это время, отрывая его от такой важной отработки практических навыков. Теперь сомневаюсь все меньше.  Почему — потому что от тренинга к тренингу замечаю серьезный интерес к этой теме у участников разного возраста и разного опыта. Руководители увлеченно отгадывают загадки типа «что означает» — углубляя свои познания в диалектизмах, жаргонизмах. Случается, что испытывают некоторые трудности при выполнении заданий на ударения. Ну — нет предела совершенству, я думаю, что внимательное чтение орфоэпических словарей каждому человеку, даже считающему, что он не ошибается в ударениях, откроет много возможностей для саморазвития:). Т.е  даже у занятых, нацеленных «на практические задачи» людей такие «отвлеченные» упражнения вызывают и интерес, и трудности, и следовательно — дают возможности для развития

Понятно, что времени на серьезную проработку дефицитов в области культуры речи (если они есть) – на бизнес-тренинге все равно недостаточно. Но это и не является целью.  Даже при нескольких  коротких упражнениях – что-то меняется в самом отношении к теме тренинга. Создается дополнительная ценность коммуникации, появляется возможность творчества, развития. И проработка уже конкретных навыков – аргументации,  постановки задачи, выдачи обратной связи – тоже меняется. Возникают настоящие дискуссии – глубокие, с искренним вовлечением всех участников, с подбором ярких аргументов, со ссылками на интересные источники. А при обсуждении навыков аргументации  самым интересным становится вопрос не конкретных методик, приемов,  а вопрос  о ценностях, из которых мы исходим при убеждении другого. Возникает уже цепочка – ценность языка, культуры речи – ценность взаимопонимания – поиск совместных ценностей.

Правда там же возникает и ключевая сложность, которую  тоже замечаю достаточно часто…  Не знаю, что  является причиной, но один из серьезных дефицитов у многих руководителей – неумение слушать друг друга. Возможно, это результат некоторого «перебора» в однобоко понятом лидерстве, такое стремление «быть правым», отстоять свою позицию во что бы то ни стало.  Снова и снова останавливаем жесткие споры, ищем вопрос, который мог бы смягчить ситуацию,  ищем общность в позициях и интересах.  И тогда понемногу возникает  понимание того, что через совместное исследование, диалог – возникает целый спектр новых возможностей.

Я понимаю, что выводы достаточно очевидны, но мне лично их фиксация помогла еще раз определить свою точку баланса между «навыками» и «ценностью».  Буду признательна, если поделитесь своим видением- что в коммуникации, в обучении коммуникации , в управлении коммуникацией  важно для вас – как для руководителя, тренера, человека..

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex
Запись опубликована в рубрике Бизнес, управление, продажи, Новости, Тренерское, Тренинг с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.