Все больше в последнее время запросов на тренинги по эмоциональному лидерству. Хорошая тенденция, слов нет. Только… вот что иногда происходит.. Смотрим с заказчиком программу, а программу я всегда стараюсь для первого обсуждения представлять комплексную, эмоциональный интеллект во всех его разворотах, во всем его постепенном и непростом, надо сказать, развитии. Ну там по порядку — «…понимание себя, самосознание, самоконтроль, эмпатия… понимание отношений… управление отношениями, влияние … помощь в развитии.. стили эмоционального лидерства». И заказчик – а у него сроки, рабочее время, бюджеты – это все понятно… до чего просит программу сократить? Правильно – до лидерства. Пусть даже и эмоционального. Я понимаю, это действительно больше согласовывается с целями компании, руководитель, владеющий разными стилями эмоционального лидерства, кто бы спорил — эффективнее. И заказчика, у которого бюджетов и времени на прокачку «эмпатии» и прочих «психологизмов» участников нет, я тоже понимаю. Ну а там еще часто выясняется, что в тот же тренинг надо добавить и целеполагание, и о мотивации поговорить, какой же нынче управленческий тренинг без мотивации… и остается от эмоционального интеллекта кусочек… в лучшем случае на двухчасовой блок.
ОК, давайте работать, но мне ведь — как тренеру — хочется, чтоб участники ушли с реальным работающим инструментом.. И вот, коротко обсудив на тренинге теоретические аспекты эмоционального интеллекта и лидерства – переходим к тренировке. Ну, например, «идеалистический» стиль лидерства – умение вдохновить, «заразить» видением, передать часть своего эмоционального заряда на достижение цели и т.д. Теоретически, все элементы такого поведения (как, например, произнести мотивирующую речь) – понятны. А вот при тренировке… при тренировке возникает зачастую полный ступор. Ну как вдохновить другого, если сам не обладаешь как минимум уверенной позицией, если в правильные слова о стратегии компании то и дело вмешивается – (чаще на невербальном уровне, тело трудно обмануть) – банальный страх публичных выступлений. А на вербальном – заученные штампы о преодолении, новых рубежах, и да, конечно «мы – эффективная команда». Трудно демонстрировать вдохновляющее лидерское поведение, когда хочется спрятаться «за бумажку», когда боишься «сложных» вопросов от «подчиненных» и преодолеваешь их не с позиции внутреннего спокойствия , уверенности и уважения к оппоненту, а увы — слишком часто – просто с позиции «я начальник». А уверенность потренировать, сделать привычкой…увы, времени нет..
Немного сумбурный анализ получается, поскольку примеры бывают разные, бывают более удачные варианты, бывают менее.. , но главное – в чем? В том, что эмоциональный интеллект и лидерство – это несколько взаимосвязанных серьезных, многомерных компетенций. И в основе — умение понять себя, осознать свои эмоции, адекватно оценить свои силы, понять свою ценность. А на основе этого – осознать ценность другого, и научиться его слышать…и тогда будет понятнее – какие ценности вас объединяют, какие – могли бы объединить, какие слова и интонации этого «другого» будут убеждать…
Так, понемногу, от навыка к навыку, с одной стороны — тренируя навыки, с другой – ценности согласовывая.., с третьей, с четвертой… так лидерство развивается, выращивается бережно. По-другому… не знаю, по другому сложно, по- моему . И тогда — после неудавшегося лихого наскока – вот оно, разочарование «ну я же говорил, лидерами не становятся, это врожденное». А жаль…