Навык без мотивации и драйва недостаточен. Мотивация и драйв без системы навыков – бесполезны. И в том, и в другом случае организм тратит энергию впустую – либо на механическое исполнение, недостаточное для истинного творчества, прорыва, взлета; либо на мечты и неэффективные попытки действия, часто маятниковые, приводящие к результату слишком медленно. Теоретически, этот вывод давно описывается в часто применяемом треугольнике мотивации и профориентации : хочу-могу-надо.
Только мне всегда хотелось заменить это жестковатое «надо». Что подойдет лучше? Востребовано, целесообразно, полезно, нужно… Пусть будет «нужно». «Нужно» — это значит — ты нужен миру, то, что ты делаешь – нужно. А «надо, Федя, надо» — всегда отдает насилием. «Нужно» – как внутреннее согласие и желание личности творить для мира, а не как внешнее требование «надо соответствовать». Тогда действие и результат – закладываются самым эффективным образом через треугольник «хочу-могу-нужно». И тогда все элементы этой триады согласованы. Нужно ли внешней среде то, чего хочу я? Если да – то возникает внутренняя гармония действия, проявляется синергетический эффект. Если нет – можно некоторое время продолжать осуществление своих «хотелок», но рано или поздно вопрос востребованности, нужности – вернется. Ну а «могу» — та самая система навыков — как показатель мастерства и эффективности. «Могу» = делаю хорошо, не «могу» — можно научиться, если это важно для меня («хочу») и полезно миру («нужно»).
Безусловная полезность этой простой модели в том, что она легко трансформируется в короткий список «контрольных вопросов»:
Чего (на самом деле) хочу?
Что могу (изменить)?
Нужно ли это (и зачем)?
Конечно, важно не забывать задавать себе эти вопросы. Как часто – по ситуации. Для меня лично этот метод «контрольных вопросов» работает при усталости, перегрузе – когда задач много и не все приоритеты изначально были установлены (или поменялись в процессе, или установлены были неправильно и т.д.). С клиентами в коуч-сессиях мы часто работаем над этими вопросами на стадии постановки задач, в начале проектов – до тех пор, пока не возникает ясность целей и желание действия. Ну и по ходу реализации проектов – по мере необходимости, при падении мотивации, каких-то временных неудачах. Таким образом в любом действии, работе, проекте постоянно может присутствовать некий компас, помогающий удерживать и корректировать выбранное направление. И поддерживать уровень своей настроенности на проект на уровне, необходимом для его успешного завершения.