«Работают» ли эти мотиваторы?

мотиваторы«Я  кажусь самому себе мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый  камешек,  чем  другим,  но  океан  неизведанного лежит передо мной.»                            Исаак Ньютон

 Готовлюсь к тренингу, где ключевой вопрос – мотивация,  самомотивация, личная ответственность. Вопрос всегда сложный и неоднозначно воспринимаемый разными участниками тренингов. В процессе подготовки перечитывала Селье,  хочу поделиться длинной, но – по-моему, очень интересной цитатой:

    «Трудно    объяснить    красоту   перехода   от   тайны   к закономерности. Собиратель марок, спичечных  этикеток,  бабочек или   человек,   решающий   кроссворды,  наслаждаются  чувством завершения   закономерных   последовательностей   и   процессом нахождения   признака,   в   соответствии   с  которым  большое количество очевидно разнородных объектов могут быть расположены неким логическим образом. Чем более  разнообразны,  необычны  и загадочны  объекты,  тем  большее удовлетворение доставляет нам обнаружение закономерностей, в соответствии с которыми их можно размещать  в  удобном  и  гармоничном  порядке,   делающем   их доступнее для понимания.

     В   детстве   мы   радуемся,   встречаясь  с  чудесными  и загадочными  вещами.  Когда   ребенок   указывает   на   что-то необычное, никогда не виденное им ранее — яркую бабочку, слона или  морскую  ракушку,— сколько радости светится в его глазах, когда он кричит: «Смотри, папа!»

     Всякий, кто способен чувствовать, глядя на  небо  в  ясную ночь,  не может не спрашивать себя, откуда берутся звезды, куда они исчезают и что поддерживает порядок во Вселенной. Такого же рода вопросы мы задаем, изучая  самоорганизующийся  бесконечный мир  человеческого  организма  и  заглядывая  в восприимчивые и испытующие человеческие глаза, постоянно стремящиеся преодолеть разрыв между двумя этими мирами. Созерцать красоту  и  гармонию Вселенной,  хоть  в  какой-то  степени  их  постигая,— одна из основных человеческих способностей, доставляющих ему  наивысшее удовлетворение.   Это   достойное  и  благородное  занятие  вне зависимости  от  тех  материальных  благ,  которые  оно   может принести.  Но  оно  и на самом деле помогает нам в повседневной жизни, подобно тому как верующему помогает глубокая религиозная вера, а мыслителю  —  сложившееся  философское  мировоззрение. Созерцание  чего-то  бесконечно  более  великого,  нежели  наша собственная персона, заставляет все  наши  повседневные  заботы как  бы уменьшаться в размерах. Существует некий душевный мир и спокойствие, достичь которого можно лишь через  соприкосновение с возвышенным.

     Но  с  течением  времени  большинство  из  нас (но не все) теряют этот дар чистого наслаждения. По мере нашего дальнейшего знакомства  с  повседневным  миром  вещей  привычное   начинает приедаться. Мелочная череда каждодневных проблем имеет свойство притуплять  нашу  чувствительность  к бескорыстному наслаждению чудесным  и   величественным.  К   сожалению,   в   наше   время большинство  людей  стали  столь  практичными,  настроенными на «продвижение в жизни»,  что  они  уже  больше  не  в  состоянии задуматься  над  тем,  к  чему  же  они  все-таки  стремятся. С течением   времени   преуспевающий   бизнесмен    или    умелый администратор   начинает   испытывать  чувство  потерянности  и бесцельного «дрейфования» по реке времени — навстречу пенсии и смерти.

     Сколько  людей  упорно   и   вдохновенно   трудятся   ради осуществления некоторой цели, обещающей завтра обеспечить досуг и возможность наслаждаться жизнью! Но «завтра» так никогда и не становится  «сегодня».  Всегда  появляется другая цель, которая обещает еще больше и требует еще чуть-чуть больше  усилий.  Вот почему  столь  немногим  людям,  чей  жизненный  путь  ничем не примечателен, удается сохранить этот чудесный дар, которым  все мы  обладали  в детстве,— способность по-настоящему радоваться бытию.  Болезненно  осознавая   эту   потерю,   взрослые   люди подбадривают   себя   еще   более   интенсивной  работой  (либо алкоголем), с тем чтобы не задумываться над этим.  Вдохновенный художник,  поэт,  композитор,  астроном  или  биолог  в  данном отношении так никогда и не взрослеют, они не теряют абстрактных сокровищ своей наивности, как бы стары или бедны они  ни  были.

Они    сохраняют    детскую   способность   незаинтересованного удовольствия. Ибо удовольствие всегда  не  заинтересовано,  ведь за  него  не  следует  никакого  вознаграждения — оно является вознаграждением само по себе.»      

( Ганс Селье «От мечты к открытию. Как стать ученым»)

Стало просто интересно… Как много людей имеют сейчас в своей карте мотиваторов  такие как, например,  «удовлетворение от обнаружения закономерностей»,  «созерцание красоты Вселенной», «соприкосновение с возвышенным». Как, на каком этапе человеческой жизни  формируются такие мотивы? Что мы потеряли – в частности – в нашем образовании, что у многих взрослых людей эти формулировки вызывают скорее скептическую улыбку… Да и у детей…в каком возрасте  исчезает «способность незаинтересованного удовольствия» ?

Понимаю, что в этой теме вопросов больше, чем ответов…. Школьное образование сейчас отнюдь не на «способность радоваться бытию» нацелено, увы…  Не может художник быть «вечно голодным», не может наука строиться на одном энтузиазме.  У каждого конкретного художника и ученого, а уж тем более у водителя и бригадира сталеваров есть семья, ребенок, кредит, ипотека…  И действительно – как тут не растерять «абстрактные сокровища своей наивности»… И все же.. без них, без сокровищ еще труднее , мне кажется. Без сокровищ ведь только  и остается – заботы и хлопоты… Вот и сижу, думаю, какие работающие методики предложить участникам для сохранения в себе и воспитания в детях таких нестандартных мотивов )). Может вы знаете такие способы?

Поделиться в соц. сетях

Share to Facebook
Share to Google Buzz
Share to Google Plus
Share to LiveJournal
Share to MyWorld
Share to Odnoklassniki
Share to Yandex
Запись опубликована в рубрике Заметки на полях, Управление собой с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.